Места, где ты спишь

Рассказы из кругосветного путешествия — с напарником, но без денег.
Портрет для кругосветки_Блог Ольги Полевиковой
Места, где ты спишь
Рассказы из кругосветного путешествия – с напарником, но без денег
Здесь — история моего путешествия вокруг света, точнее, через часть Юго-Восточной Азии, Северную и Южную Америку. Это дорога длиной в два года, которая началась в декабре 2012 года и закончилась в ноябре 2014. За это время я проехала 15 стран автостопом. Я торговала марихуаной, продавала кофе на Манхэттене, подносила тарелки пенсионерам в Эквадоре, попрошайничала на бензин в Канаде, познакомилась с психоделиками и медитацией, успела полюбить и то, и другое, выучила испанский и научилась ставить палатку.

Нас было двое, Рома Свечников и я, Оля Полевикова. История взросления и познания мира Ромой сначала существовала в виде интернет-проекта «Рома едзе» на сайте 34mag.net, который постепенно перерос сам себя и превратился в книгу на белорусском и русском языках. Благодаря 34mag мы с Ромой и познакомились: после окончания университета и до кругосветки я полтора года проработала там журналистом.

Во время дороги на этом сайте эпизодически выходили мои колонки: про обряд аюваски в Перу, свингер-клуб Буэнос-Айреса, магический реализм Центральной Америки и много другое, всего десять штук. Во время путешествия сама реальность требовала так много сил, чтобы ее переживать, что осмысление я решила оставить на потом, на мирную жизнь.

Я начала писать эти тексты по возвращении в Беларусь в ноябре 2014 года. Я рассчитывала закончить их за пару месяцев, но история затянулась на год. Вместо долгожданного отдыха мне пришлось с ходу справляться с новой реальностью родной страны. Уже через две недели я начала работать, разбираться с жильем, заново узнавать друзей, знакомиться с родителями, все это — на фоне сезонной депрессии и нешуточных игр разума. Через полгода я закончила тексты, еще полгода заняли экзистенциальные метания по поводу того, что же делать с этой работой, создание иллюстраций и верстка.

Проблема еще и в том, что по итогу я написала три версии рассказов. Самая первая версия была небрежная, набросок — для того, чтобы зафиксировать свою память, убедиться, что была, жила, не сошла с ума. Второй вариант был попыткой придать заметкам литературный вид, сохранив маниакальную подробность некоторых сцен. Мне понадобилось еще несколько летних месяцев, чтобы перестать цепляться за воспоминания так отчаянно, и убедиться, что все важное внутри меня не исчезнет, даже если не будет облечено в форму слов. Так появился третий и финальный вариант.

Это рассказы и заметки, лонгрид, написанный, отредактированный и сверстанный мной. Процесс написания этих текстов превратился в бесконечный тест на доверие самой себе, потому что двигаться на ощупь, пытаясь найти четкие ориентиры, нащупать незыблемость в самой себе в условиях дикого ритма изменений и внутренней перестройки, без какого-либо Другого — очень сложно. Оттого текст рваный — и некоторые швы так задуманы. Первая часть, Северная Америка, почти дневниковая, сильно отличается по слогу и ритму от второй, Южной Америки, более взрослой и взвешенной. Так вышло случайно, но это логично, потому что именно после Нью-Йорка я из спутницы превратилась в напарницу.
В этих текстах я рассказываю только о том, о чем не рассказывал в своей книге Рома. Это принципиальная позиция, из-за нее некоторые ключевые моменты в моей истории отсутствуют. Но мне было важно сделать не дополнение или пересказ хорошей истории, а сделать свою — плохую или хорошую, но свою. Впрочем, повтор вряд ли возможен, потому что в нас есть большая разница — Рома герой, я — наблюдатель. Я предпочитаю не говорить про себя напрямую, для меня все — в словах, поступках и действиях других людей. Я здесь между строк, в отдельных пассажах и скупых признаниях.

Оттого может показаться, что эти истории поверхностны или не до конца честны. Возможно, со стороны это так. Сейчас я бы говорила о другом и по-другому, но на момент написания текстов я не умела иначе. Здесь тот уровень честности с собой, на который я была способна. Важно то, что весь процесс создания этой истории был для меня в первую очередь битвой с собственными демонами: неуверенностью в себе, перфекционизмом, ожиданиями от мира, требованиями к себе и другим, и страхом сравнения и оценки. То, что я смогла эти тексты закончить, для меня не менее важно, чем-то, что я в них написала.

Есть и еще один неожиданный для меня самой вывод. Я начинала свою работу для того, чтобы утвердить себя как отдельного человека, рассказать свои истории за рамками «Рома едзе». Перечитывая их, я вдруг поняла, что часто употребляю «мы», и это не только из-за незнания себя и неумения говорить о своих чувствах. Кругосветка никогда не была главной целью, в первую очередь для меня эта дорога — это история создания «мы», пусть рассказы мои все больше о других. Мне понадобилось много тысяч километров и тысяч знаков текста, чтобы начать понимать, что «мы» не отменяет «я», и перестать так отчаянно за него бороться.

Где бы мы не искали бытие, его там нет.
Я очень благодарна художнице Наталье Горячей, которая взялась иллюстрировать мои рассказы. Без ее участия эта история вышла бы совсем другой – наполовину менее законченной и цельной. Я горда тем, что свою наблюдательность, чувственность и талант Наташа вложила в эти иллюстрации. Она как никто другой имела право на свою версию этой истории. Это совместный проект: мои тексты и ее иллюстрации.

Вот что она просила передать:
Вдохновленная трансформациями, которые производит с человеком дорога и способность к глубокой рефлексии, я вызвалась визуализировать эмоциональный напряженный фон скрежета внутренних перемен и углублений в себя. Я благодарна Ольге за всеприятие, а также за возможность трактовать абсолютно интимные процессы под углом моего восприятия, возможно даже отличающегося от ее личного.

Смотрящего я попросила бы смотреть рассеянным зрением, улавливая символы и эмоции прежде всего остального. По сути, изображения являются теми же дорожными набросками, что и текст, состоящими из попыток зафиксировать детали происходящего, доминирующие чувства, собственные вопросы и открытия.
Я планировала опубликовать эти тексты в апреле 2015-го, и счастлива, что несмотря на все сложности, противоречия и трудности они выходят в январе 2016-го. Я много раз придумывала символическую дату, к которой надо было приурочить их публикацию. Раз шесть она отодвигалась, и вот – никакой символической даты нет. Я просто счастлива поставить точку в самой важной главе моей жизни на данный момент. Теперь я по-настоящему могу двигаться дальше. Теперь – настоящий новый год.

Спасибо Роме за терпение, Наташе – за веру, и маме – за то, что однажды она купила мне билет в один конец.